Русское Движение

PR тотальных войн (часть третья)

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

PR тотальных войн (часть третья)PR, как это уже отмечалось, — это не обман, а умелое информирование. «Умелое» означает, что информирующему известно, что говорить, кому говорить, как говорить и когда. Врать нельзя. Существует арабская поговорка на эту тему: «Провинившийся язык отрубают вместе с головой». Говорят также, что нет такого свинства, от которого умелый пиарщик не отрезал бы себе ломтика ветчины, и это тоже правда. Вот только не так-то легко бывает его отрезать. Люди готовы платить за вещи, но как заставить их платить за слова? Разве что когда уже очень «подопрет», но это случается не так уж и часто. Между тем, если бы они лучше знали историю, то иначе относились бы и к PR. А то наши СМИ создали из него самое настоящее пугало. Иной газетный материал прочитаешь — в зеркале себя боишься. Но на самом деле все это от неинформированности.

Возвращаясь к теме войны, давайте вспомним, а кто победил в знаменитом Ютландском бою? Одни скажут — немцы, другие — англичане. А знаете, почему итоги этого сражения вызывают споры? Все дело в грамотном пиаре одних и неграмотном — других. А дело было так: когда порядком потрепанный германский флот возвратился к себе на базу (а он был ближе к ней, чем британский Гранд Флит), там ему устроили пышную встречу. Пожаловал туда сам кайзер, наградил командующего флотом, а газеты тут же разнесли по свету сообщение о грандиозной победе германского флота над англичанами. И британские газеты, за неимением собственной информации, перепечатали германские сообщения!

PR тотальных войн (часть третья)


Английский линкор «Айрон Дюк» — участник Ютландского морского сражения

А что до британских адмиралов Джеллико и Битти, то они с возвращением на базы задержались (им было просто дальше плыть), но главное — начали с сообщений о своих потопленных кораблях и погибших матросах. Кого на их кораблях не было? Правильно: опытного пиармена!

Потому что едва только битва закончилась, они должны были отправить в британские газеты следующее сообщение: «…числа 1916 года германский флот в полном составе вышел в море, чтобы подвергнуть сокрушительной бомбардировке прибрежные города и селения Британии и принести на нашу мирную землю разрушения и смерть. Наш флот в ожесточенном бою отразил атаку неприятеля и не допустил реализации его жестоких планов, хотя и понес определенные потери. Но корабли противника в итоге с позором отступили, оставил место боя за британскими кораблями! Честь и слава нашим героям-морякам, защитившим родную землю!»

Такое сообщение в данном случае может расцениваться как пресс-релиз, и… им, однако, все сказано. Немцы хотели… им не дали… место боя осталось за нами. Ну и дальше уже можно было бы написать и о победе. А главное — ну кто может утверждать наверняка, зачем германцы выходили в море? Уж, конечно, не рыбку половить. Тем более английское побережье их корабли уже обстреливало. Значит, все правда, и наши моряки ценой собственной гибели защитили наши дома! Это к тому, что если кто-нибудь все-таки начнет допытываться о потерях и говорить о некомпетентности моряков. И что бы после этого в Германии не говорили, победа в этом бою так и осталась бы за англичанами!

PR тотальных войн (часть третья)


Германский «карманный линкор» «Адмирал граф Шпее»

Зато в 1939 году состоялась схватка британских кораблей с германским «карманным линкором» «Адмиралом графом Шпее», исход которой как раз и решил… умелый пиар англичан. А дело было так: в ходе боя в заливе Ла-Плата «Адмирала графа Шпее» с тремя британскими крейсерами он нанес им довольно сильные повреждения (тяжелый крейсер англичан «Экзетер» после боя тут же отправился чиниться), однако и сам пострадал, хотя и не сильно. Чтобы починиться, он ушел в нейтральный порт Монтевидео, а два оставшихся английских корабля остались его караулить.

PR тотальных войн (часть третья)


Крейсер «Экзетер» в момент своего возвращения в Англию после боя в заливе Ла-Платы

Что было делать британцам? Стянуть все наличные силы к Монтевидео? По времени они не успевали! И тогда было решено использовать «информационные технологии». Уже на другой день получивший из Лондона инструкции британский консул начал вести переговоры с портовыми властями Монтевидео о приеме «двух крупных кораблей». А затем местные рыбаки сообщили немцам, что встретили в море большой английский корабль с «большими пушками». «Какой корабль?» — спросили их немцы, и те ответили: «Ренаун». А линейный крейсер «Ренаун» был самой страшной угрозой для «карманного линкора». Он не мог от него ни удрать, ни сражаться с ним на равных! Уныния германским морякам добавили портовые проститутки: «Ком, ком! — кричали они немецким морякам. — Полюби в последний раз!».

PR тотальных войн (часть третья)


Тяжелый крейсер «Камберленд»

А дальше случилась и вовсе необъяснимая вещь. Спешивший изо всех сил тяжелый крейсер «Камберленд» подошел к блокирующим судам, и дежурный немецкий офицер-наблюдатель опознал его в дальномер как… «Ренаун»! Вот уж точно говорят: у страха глаза велики! Но как он мог их спутать? Ведь у «Ренаун» две трубы, а у «Камберленда» — три! Между тем даже и с «Камберлендом» англичане были бы слабее немцев, но командир линкора связался с Гитлером, объяснил все как есть, попросил разрешения затопить корабль и получил его!
При массовом скоплении народа — вот зрелище, так уж зрелище! — немцы вывели линкор на внешний рейд и там потопили, но так как там было неглубоко, то еще его и подожгли, а прицелы разбили молотками! Сам командир застрелился в отеле в Буэнос-Айресе, а его экипаж, кто как, окольными путями отправился «дослуживать» в Германию. Сейчас уже ясно (такая наука, как военная психология, это хорошо объясняет), что ошибка опознавания была связана с паническими настроениями команды. Но ведь кто довел ее до панических настроений и, главное, как?!

PR тотальных войн (часть третья)


Линейный крейсер «Ренаун». Ну как его можно было спутать с «Камберлендом»?

Последний пример и вовсе из серии анекдотов, однако известен всем пиарщикам как образец действенности слухов, которые их же учат еще и запускать, и есть очень эффективные к тому технологии, многократно опробованные на практике. Так, в годы войны с партизанами на Филиппинах было установлено, что они боятся… вампиров! Больших летучих мышей, якобы кусающих спящих и выпивающих из них всю кровь! Тогда на эту тему начали усиленно распространяться слухи, а затем им и вовсе подбросили труп повстанца, полностью обескровленный и к тому же с двумя дырочками на шее. В результате они оставили этот район без единого выстрела!

PR тотальных войн (часть третья)


Горящий и тонущий «Граф Шпее»

А слухи о скором конце света, которые три года тому назад не тиражировал только ленивый? Вроде бы «невинная страшилка» — нервы пощекотать. Ну так ведь в итоге этой «страшилки» россияне потеряли 30 млрд рублей. То есть не потеряли, конечно, а просто они переместились из карманов одних людей в карманы других! Например, продавались наборы «Конец света» (там был пакет гречки, «килька в томате», свечка, китайский фонарик и пр.), и люди их покупали по принципу «в хозяйстве и веревочка сгодится» и «как бы чего не вышло». Но только продавалось это все в розницу, а закупалось оптом, так что норма прибыли просто зашкаливала!

PR тотальных войн (часть третья)


И то, что от него осталось…

Существует в PR и так называемый ивент-менеджмент — управление людьми через события. Их конструируют, а затем воплощают в праздники, массовые мероприятия, цель у которых вроде бы одна, а на самом деле — совершенно другая! Так, например, во время «войны в Заливе» американские военные на вертолетах доставляли журналистов в зону боев, где еще догорали иракские танки, лежали неубранные трупы иракских солдат, стреляные гильзы и даже взрывались случайно залетавшие снаряды. Но только все это была специально организованная постановка, а на вертолетах их возили специально, потому что в воздухе люди теряют ориентировку!
Вот, кстати, почему Западу так не нравятся наши репортажи из Донбасса. И по масштабу, и по количеству участников это просто не может быть никакой «ивент», и что этому можно противопоставить? А ничего! И вот это-то западных ньюс-мейкеров сильнее всего и раздражает!

Кстати, а как эффективнее всего бороться со слухами? Ведь слух — это же нечто эфемерное… А вот как это сделали англичане в годы Второй мировой войны. Немцы в своих радиопередачах для англичан сообщали о высоких потерях среди английских войск, что порождало панические слухи. Тогда Би-Би-Си стала специально завышать свои потери и преуменьшать германские, так что геббельсовская пропаганда оказалась бессильна их переиграть! После этого англичане верить слухам о собственных неудачах перестали, а Би-Би-Си стали считать самой правдивой радиостанцией на свете! Опубликовать слух в печати значит и вовсе его убить!

Так что, к сожалению, люди весьма и весьма управляемы, как бы они там ни говорили «не верю». Информация, организованная соответствующим образом, действует на всех. И как раз те, кто с апломбом заявляют «не верю», чаще всего на удочку опытных пиарщиков и попадаются! И поэтому роль и значение PR в современном мире с годами только лишь увеличивается, ведь и количество людей на планете Земля тоже растет!

P. S. Пожалуй, самый лучший сериал о работе пиарменов, который можно сегодня посмотреть, — это «Абсолютная власть». В фильме играют Стивен Фрай и Джон Берд.

  ВО, Вячеслав Шпаковский