Русское Движение

Танковые армии, как советско-германское изобретение времен второй мировой.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Танковые армии, как сове…В середине и на заключительном этапе Великой Отечественной войны особо важную роль в разгроме врага сыграли крупные бронетанковые объединения Красной Армии, носившие грозное название танковых армий.

   Полученный Красной армией опыт ведения боевых действий зимой 1941/42 года показал, что отсутствие в  составе ее фронтов и армий  крупных танковых объединений и соединений не позволило нашим войскам в полном объеме решать такую важную задачу наступления, как дальнейшее развитие тактического успеха в оперативный глубине обороны противника.

     Да и  предыдущий опыт наших противников – немцев показывал, что все их основные успехи на поле боя в начале войны были  связаны именно с массовым применением их танковых групп. Именно немцы  почти до середины 1943г. были главными мировыми  законодателями и практиками «танковой моды».  Перед этим они почти до самого начала ВМВ  буквально по крупицам собирали и анализировали все то, что было связано с применением тогдашних механизированных войск.

    Как это не покажется странным, но многое они почерпнули и из советских источников касающихся применения механизированных войск в конце 20-х, середины 30-х годов.

    Именно тогда   советские танковые теоретики первыми разработали все то, что затем с успехом применили  немцы на полях сражений второй мировой.

     Так, например, в книге «Бронетанковые войска Красной Армии» отмечалось, что начальник Автобронетанкового управления генерал-лейтенант танковых войск Я.Н. Федоренко в ноябре 1940 г. разработал проект создания механизированной армии, а командующий войсками Киевского Особого военного округа генерал армии Г.К. Жуков в декабре предложил создать конномеханизированную или мотомеханизированную армию.

    Так что немцы со своими танковыми группами были далеко не первопроходцами в танковой тактике и стратегии.

    Хотя  свои танковые группы, которые приравнивались к армиям, немцы впервые сформировали уже весной  1940 года (прямо перед началом Западной кампании) именно тогда все имевшиеся у них  10 танковых дивизий они свели вначале в одну, а на втором этапе в три танковые группы: Клейста, Гудериана и Гота, это и были самые главные танковые генералы рейха.
tmpVveSXB
На фото главный танковый генерал  германского рейха Г.Гудериан

Данной реорганизацией  германцами достигалась важная для усиления силы удара концентрация всех их танковых сил. При нападении на СССР ими были созданы уже четыре танковые группы (с декабря 1941 года они стали именоваться "армиями").

Таким образом, военное командование Германии в отличие от советского не на словах, а на деле претворило в жизнь теперь уже свою теорию глубоких военных операций,  основу которых составили маневренные действия крупных танковых объединений.

Этот германский стальной каток, действующий в тесном взаимодействии  со своей штурмовой авиацией буквально  неудержимым шквалом прокатился по всей Европе, сметая все на своем пути и только ценой нечеловеческих усилий был, наконец, то остановлен Красной Армией на берегах Волги.
tmpVveSXB
Надо отдать должное не смотря на критическую обстановку первых месяцев войны командование Красной Армии в то время постоянно как это сейчас принято говорить «мониторило» обстановку, тщательно изучался боевой опыт всех родов войск и конечно в первую очередь механизированных. Мало того,  состоянием  бронетанковых войск постоянно интересовался лично сам Верховный Главнокомандующий.    

     Вскоре с марта 1942 года в РККА начали формирование первых четырех пока еще только танковых корпусов, первые танковые армии (3-ю и 5-ю) сформировали несколько позднее в мае-июне 1942 года.

      В конце июля этого же года непосредственно на Сталинградском фронте с использованием полевых управлений 38-й и 28-й армий были созданы соответственно 1-я и 4-я танковые армии, правда, которые примерно через месяц вдруг, почему то расформировали.

     Первоначально боевой состав танковой армии определялся директивами на их формирование и был неодинаковым. Опыт применения танковых армий летом 1942 года в оборонительных и наступательных операциях на воронежском направлении (5-я танковая армия), в районе Козельска (3-я танковая армия) и особенно в контрнаступлении под Сталинградом (5-я танковая армия) позволил сделать ряд важных выводов об их боевых возможностях и организационной структуре.

       Так, например, в ходе боевого применения ТА выяснилось, что наличие в них стрелковых дивизий, танковых и кавалерийских корпусов, обладавших различными боевыми возможностями и подвижностью, отрицательно сказывалось на организации, осуществлении взаимодействия, управления и материально-технического обеспечения.

       Проще говоря, танковые армии Красной Армии образца лета 1942 года оказались громоздкими, неманевренными и трудно управляемыми.

          Этот недостаток сразу увидел и сам Верховный, являясь сторонником создания танковых армий - И.В. Сталин в  сентябре 1942 г. с некоторым разочарованием отмечал, что «ничего с танковыми армиями не получилось». Однако как показали дальнейшие события Верховный Главнокомандующий так и не отказался от танковых армий и по-прежнему стремился иметь в своем распоряжении мощные подвижные бронетанковые соединения и объединения.

       Реформирование танковых и механизированных войск Красной Армии продолжилось и уже 20 декабря 1942 г. Верховный дал указание заместителю командующего бронетанковыми войсками Красной Армии по политической части генералу Н.И. Бирюкову разработать и представить для утверждения предложения о сформировании к концу мая 1943 г. 20 механизированных корпусов и двух-трех механизированных армий. В каждой армии намечалось иметь два механизированных, один танковый корпус и средства усиления.

   Как видим, речь пока шла о механизированных армиях. При этом, в отличие от танковых армий смешанного состава, предусматривалось создать совершенно иное оперативное объединение – армию, состоявшую из подвижных соединений без стрелковых дивизий. Данная структура существенно упрощала и облегчала управление, снабжение и техническое обслуживание новых объединений и, следовательно, способствовала повышению искусства их боевого применения.
tmpVveSXB

На этом сталинская мысль не остановилась. 19 января 1943 г. генерал Бирюков получает новое задание по расчету танков в танковой армии в двух вариантах.

   Теперь Сталин остановился на ином объединении – танковом. По первому варианту в состав танковой армии должны были входить два танковых корпуса по 161 танку в каждом. Всего в армии 322 танка плюс 5 боевых машин для управления армии.

   По второму варианту в армии предполагалось иметь один механизированный корпус (219 танков, в том числе 163 Т-34 и 56 Т-70) и два танковых корпуса (в каждом 208 танков, в том числе 131 Т-34 и 77 Т-70). Всего в армии 640 танков (430 Т-34 и 210 Т-70).

     Второй вариант больше всего устроил Сталина. Поэтому 23 января он принял решение иметь в танковой армии два танковых и один механизированный корпус.

   Но речь шла не об одной или двух армиях, генералу Бирюкову было приказано подготовить расчеты и проект постановления ГКО по формированию 12–15 танковых армий. Однако расчеты, проведенные в Главном бронетанковом управлении, показали нереальность такого плана.   

   Так, например, для формирования только 10 танковых армий требовалось иметь 20 танковых и 10 механизированных корпусов, 6400 танков (из них Т-34 – 4300 и Т-70 – 2100).http://www.libma.ru/istorija/sovetskie_tankovye_armii_v_boyu/p3.php
tmpVveSXB

На фото Командующий  1 ГВ.ТА  М.Катуков

Таким образом, постановление ГКО от 28 января 1943 г. предусматривало проведение в жизнь грандиозной программы – создание 10, а в перспективе 12 танковых армий.  Однако эта программа не соответствовал возможностям того времени.

    Поэтому в 1943 г. были сформированы только пять танковых армий:

– по директиве № 46002 Ставки ВГК от 10 января 1943 г. – 2-я танковая армия;

– по директиве № 46021 Ставки ВГК от 30 января 1943 г. – 1-я танковая армия;

– по директиве НКО № 1124821 от 22 февраля 1943 г. – 5-я гвардейская танковая армия;

– по приказу № 46174 Ставки ВГК от 14 мая 1943 г. – 3-я гвардейская танковая армия;

– по приказу № 46194 Ставки ВГК от 26 июня 1943 г. – 4-я танковая армия.

  20 января 1944 г. был издан приказ № 302001 Ставки ВГК о формировании еще одной – 6-й танковой армии.

tmpVveSXB
На фото  Командующий 5 ГВ.ТА   П. Ротмистров

По воспоминаниям генерала Н.И. Бирюкова, 14–16 октября 1944 г. было проведено совещание с участием командующих танковыми армиями. На совещании генерал П.С. Рыбалко поставил вопрос о создании «групп танковых армий под руководством командующего БТ и MB фронта или одного танкового командарма». Однако это предложение не нашло поддержки в Ставке ВГК.

     Несмотря на то что постановление ГКО предусматривало формирование танковых армий однородного состава, первые две армии (1-я и 2-я) были смешанного состава, как и армии, которые формировались в 1942 г. Позже в организационно-штатную структуру танковых армий вносились некоторые изменения, издавались директивы и приказы, касающиеся вопросов их боевого применения.

   На практике состав танковых армий был неодинаковым, так как он определялся директивами (приказами) на их формирование, а также имевшимися силами и средствами.

   Известно, что в 64 наступательных операциях, проведенных танковыми армиями однородного состава, в 32 случаях они действовали в двухкорпусном составе.

   Только одна танковая армия (3-я гвардейская) в ходе всей войны имела три корпуса (два танковых и один механизированный). Двухкорпусная организация танковой армии не полностью отвечала сложившимся к 1943 г. принципам ее применения. К концу войны такая организация практически изжила себя и почти все танковые армии стали иметь по три корпуса.

   В некоторых наступательных операциях командующие фронтами для более успешного решения поставленных танковым армиям боевых задач временно включали в их состав дополнительно один-два корпуса. Так, в состав 4-й танковой армии (трехкорпусного состава) в Орловской операции были включены два танковых корпуса, в 5-ю гвардейскую танковую армию (трехкорпусного состава) в Криворожской и Кировоградской операциях – механизированный корпус.

Кроме корпусов, в состав танковых армий входили отдельные танковые (механизированные) бригады и танковые полки. В оперативном построении танковых армий они обычно составляли резерв, используемый в ходе операции для развития успеха, усиления корпусов, обеспечения флангов, действий в качестве передового отряда армии и парирования неожиданных ударов.http://www.libma.ru/istorija/sovetskie_tankovye_armii_v_boyu/p3.php

 Танковые корпуса, входившие в состав армии, к началу 1944 г. имели по штату три танковые бригады (по 65 танков в каждой) и мотострелковую бригаду, три самоходных артиллерийских полка (СУ-152—12, СУ-122—16, СУ-76—21), минометный и зенитно-артиллерийский полки и другие части и подразделения. Всего в корпусе насчитывалось около 11 тыс. человек, 209 танков (КВ – 1, Т-34 – 208), 49 САУ, 152 орудия и миномета, 8 установок БМ-13 и 1295 автомашин. Механизированный корпус состоял из трех механизированных и одной танковой бригад, трех самоходных артиллерийских, минометного и зенитно-артиллерийского полков и других частей и подразделений. Корпус по штату имел более 16 тыс. человек, 197 танков (Т-34 – 176, Т-70 – 21), 49 САУ, 252 орудия и миномета, 8 установок БМ-13, 1835 автомашин.
tmpt9L7W8

В целом развитие организационно-штатной структуры танковых армий в 1943–1945 гг. было направлено на увеличение огневой мощи, ударной силы, подвижности и маневренности танковых армий.

     По типовому штату танковая армия однородного состава имела около 800 танков и САУ. Однако боевой состав танковых армий не был постоянным, он зависел от ряда факторов, в том числе от обстановки и стоящих задач.   

     Численность личного состава танковой армии чаще всего составляла 43–50 тыс. человек. Она имела 550–700 танков и САУ, а иногда и более. В конце войны танковая армия трехкорпусного состава, как правило, насчитывала свыше 50 тыс. человек, 850–920 танков и САУ, около 800 орудий и минометов, более 5 тыс. автомобилей.

     В своем труде «Танковый удар: танковая армия в наступательной операции фронта по опыту Великой Отечественной войны» генерал армии А.И. Радзиевский приводит данные роста численности личного состава, вооружения и боевой техники танковых армий в годы войны, средние данные приведены по опыту 40 армейских наступательных операций.

      Из этих данных известно, что численность личного состава танковых армий возросла с 35 тыс. в 1942г. до 50 тыс. человек к 1945 году, количество танков и САУ увеличилось с 350-500 в 1942г. до 1000 к 1945 году, орудий и минометов с 150-200 в 1942г. и до 850 к 1945 году.

       Данный анализ показывает, что состав танковых армий с 1942 по 1945 г. увеличился примерно на одну треть по личному составу, примерно в два раза по танкам и САУ и в четыре раза по артиллерии.

     По сравнению с танковыми армиями смешанного состава армии однородного состава обладали большей ударной силой и огневой мощью, а также мобильностью из-за отсутствия немоторизованных соединений.

         Значительно возросли и возможности по обеспечению боевых действий. Наличие отдельных танковых и самоходных артиллерийских бригад позволяло иметь сильный подвижный танковый резерв либо при необходимости быстро выделять передовой отряд.

     Танковые армии, являясь мощным средством Ставки ВГК, предназначались для усиления фронтов, наносивших главные удары. Их предусматривалось использовать преимущественно для развития оперативного успеха в наступательных операциях. Не исключалось применение их и в обороне.
tmpt9L7W8

    Исходя из запаса хода по горючему танков и САУ (130–450 км), армия могла вести наступление с одной заправкой и дополнительными баками на глубину 150–250 км. Армия, насчитывая 550–700 танков и САУ, могла нанести поражение танковому корпусу противника, насчитывавшему 200–500 танков и штурмовых орудий. Наличие в армии до 850 орудий и минометов позволяло создавать среднюю плотность на направлении главного удара до 50–80 орудий и минометов на 1 км фронта. Артиллерия армии была способна осуществлять поддержку атаки танков и мотопехоты на глубину 4–8 км. В целом артиллерийские возможности танковой армии обеспечивали успешные ее действия в качестве подвижной группы фронта.   
      Таким образом, созданные в годы Великой Отечественной войны, все шесть советских танковых армий приняли  самое активное участие во всех основных стратегических наступательных операциях войны, внеся при этом свой существенный вклад в общую победу над врагом.   А 6-я танковая армия, кроме того, приняла участие ещё и в разгроме милитаристкой Японии.

отсюда