Русское Движение

Работорговля, как источник торговли для татар Крыма…

Оценка пользователей: / 23
ПлохоОтлично 

«Военное бессилие России было полным. Московское правительство, не будучи в состоянии совладать с крымскими татарами, опустошавшими Украину и низовые области своими набегами, унизилось до платежа ежегодной дани крымскому хану! Обуздать этих степных хищников, уведших в рабство в Турцию в одном, например, 1688 году свыше 70 000 человек, оно было не в состоянии. Русскими невольниками были переполнены рынки Востока и, увы, Запада - что вечным позором ложится на "просвещенную Европу", уже тогда торговавшую человеческим мясом с "каннибалами" По мнению известного слависта В.И.Ламанского, с XV века в продолжение 4 столетий (по XVIII век включительно) Великая и Малая Русь и часть Польши лишились от 3 до 5 миллионов жителей обоего пола, уведенных в турецкую неволю и проданных в рабство.

 

Вот что он пишет по исследовании архивов Венецианской республики: "Венецианские посланники XVI века говорят, что вся прислуга Константинополя у турок и у христиан состояла из этих русских рабов и рабынь. Не было нянек и кормилиц, если крымцы долго не чинили набегов на Восточную и Западную Русь. Русские рабыни встречаются еще в XV века в разных городах Италии. Не мало было русских рабов и у мамелюков в Египте. С конца XVI века , в XVII и даже в XVIII столетии Венеция и Франция употребляли русских рабов на военных галерах как гребцов колодников, вечно закованных в цепи. Кольбер особенно не жалел денег на покупку именно этих рабов на рынках Леванта, а Благочестивый Людовик XIV только иногда прибавлял, чтоб эти "Russiens" не были "схизматик". В таких размерах совершалась в XV-XVIII веках торговля русскими невольниками и невольницами в Европе. Лишь покорением Крыма был положен конец этой позорной для Европы торговли христианскими рабами"…

Пиратство всегда шло рука об руку с работорговлей.

Однажды я натолкнулась на любопытные сведения: цены на рабов на рынке Каира в XIV в.

За татарина давали от 130 до 140 дукатов,

за черкеса – 110-120,

за грека – 90,

за албанца, серба или другого раба славянского происхождения – 70-80 дукатов.

Дороже всех стоили татары, дешевле всех – славяне. Интересно, в чем тут дело? В каких-то особенностях той или иной национальности или в количестве того или иного «товара» на рынке? Грекам – жителям побережья и островов – попасть в руки пиратов, а затем быть проданными в рабство, было проще простого. Но в татарах тоже недостатка не было! Их привозили генуэзские купцы из Крыма. Можно, конечно, предположить, что славяне были строптивыми рабами…

Общие тенденции для Средиземноморья XIV-XV вв. были таковы: цены на рабов постоянно возрастали, женщины стоили дороже мужчин и, к тому же, спрос на них был выше.

История не знает примеров, когда бы мусульманин продал мусульманина. А вот христиане христиан спокойно продавали, причем как христианам, так и мусульманам. И это несмотря на папские запреты! Но здесь оставалась одна лазейка, ведь греки и славяне были православными, а в таком случае вопрос, единоверцы они или нет, скажем, для итальянских купцов, оставался открытым.

Команду захваченного корабля либо продавали в рабство, либо, чаще всего, просто отпускали, разумеется, перед этим обобрав до нитки. Состоятельных пленников задерживали до получения выкупа. Особой жестокости не наблюдалось. Именно поэтому экипажи венецианских торговых судов имели обыкновение сдаваться, если на них нападали пираты. Как только перед итальянскими купцами вставала дилемма «кошелек или жизнь», они сразу же делали выбор в пользу второго. Венецианский Сенат даже принимал особые постановления, предписывающие защищаться. От участия в сражении освобождались только клирики и пилигримы.

СТЕПНЫЕ КАРАТЕЛИ ЕВРОПЫ

Одной из громких тем в мутном потоке всевозможных разоблачений, захлестнувшем нашу страну с перестроечных времен, стала «трагическая судьба крымских татар». Крушившие сверхдержаву борцы с тоталитаризмом, не жалея красок, расписывали жестокость и бесчеловечность карательной машины сталинского режима, которая, дескать, обрекла безвин­ный народ на страдания и лишения. Сегодня, когда лживость многих перестроечных мифов становится очевидной, имеет смысл разобраться и с этим вопросом.

ГЕНУЭЗСКАЯ ОРДА

Плодородные земли и благодатный климат Крыма с незапамятных времён притягивали туда различные народы. Кто только не селился здесь на протяжении веков: скифы и сарматы, греки и римляне, готы и гунны, печенеги и половцы. Жили там и древние русичи — восточная часть полуострова входила в состав существовавшего в X–XII веках Тмутараканского княжества.

В 1223 году землю древней Тавриды навестили татаро-монголы, захватившие и разграбившие город Судак. В 1239 году новые завоеватели приходят уже всерьёз и надолго. Крым превращается в один из татарских улусов.

В конце XIII века начинается католическая колонизация Крыма. Генуэзские купцы и папские легаты методично осваивают Северное Причерноморье. Первоначально их мощные крепости, крупнейшей из которых стала Кафа (Феодосия), подвергались нападениям татар, но вскоре крымчаки и генуэзцы сочли более выгодным объединиться против Руси.

Именно Крым и примыкающие к нему причерноморские степи стали ядром формирования многонационального воинства бывшего крымского наместника Мамая, включавшего как собственно ордынцев, так и генуэзцев. Особо показательно, что Мамай был единственным ордынским завоевателем, шедшим на Русь не ради обычного грабежа и сбора дани, но с целью полностью завоевать её и поселиться на русских просторах. А поскольку именно он был и единственным ордынским наместником, сотрудничавшим с представителями «просвещённой Европы», вывод сделать нетрудно. Всё говорит о том, что поход Мамая 1380 года стал своеобразной моделью европейско-крымского сотрудничества, столь ярко проявившегося в 1854–1856, 1918-19 и 1941–1944 годах.

В результате распада Золотой Орды в 1443 году образуется Крымское ханство, правителем которого стал победивший в междоусобной борьбе Девлет-Хаджи-Гирей. Территория ханства в пору его расцвета включала в себя не только Крымский полуостров, но и приазовские и северно-причерноморские степи, вплоть до Дуная, а также Кубанский край. Однако независимым новоиспечённое государство оставалось весьма короткое время. Уже в 1475 году сын Хаджи-Гирея Менгли-Гирей был вынужден подчиниться Османской империи, признав себя её вассалом.

ПОЛУОСТРОВ РАБОТОРГОВЦЕВ

Во всех стратегически важных пунктах ханства были размещены турецкие войска. Главными османскими крепостями в Крыму стали Перекоп, Арабат, Еникале, Гёзлёв (Евпатория) и Кафа. Кроме того, турецкие гарнизоны находились в Мангупе, Инкермане, Балаклаве и Судаке. Таким образом, турки контролировали все подступы к Крыму и являлись фактическими хозяевами в Крымском ханстве.

Что касается местных правителей, то они фактически превратились в послушных холуёв, назначаемых и смещаемых по воле Стамбула и регулярно получающих турецкое жалование. О взаимоотношениях между султанами и их татарскими вассалами можно судить по красноречивому факту, приведённому в мемуарах отца будущего короля Речи Посполитой Яна Собесского воеводы Якова Собесского. В 1621 году во время польско-турецких переговоров участвовавший в них калга-султан (наследник крымского хана) осмелился заявить претензии по вопросам установления границ ханства. Однако он был тут же поставлен на место турецким визирем: «Не тебе говорить о границах. Татарам подобает выполнять приказания моего господина» (Надинский П.Н. Очерки по истории Крыма. Часть I. Симферополь, 1951. С.63).

Считая земледельческий труд уделом рабов, крымские татары предпочитали добывать пропитание разбойными набегами на соседей. Основой местной «экономики» стал угон в плен жителей сопредельных территорий и продажа их в рабство. Посланник польского короля Мартин Броневский, несколько месяцев пробывший в Крыму в 1578 году, так характеризовал крымских татар: «Народ этот хищный и голодный, не дорожит ни своими клятвами, ни союзами, ни дружбою, но имеет в виду только одни свои выгоды и живёт грабежами и постоянною изменническою войною» (Там же. С.65). То же самое отмечал целый ряд современников.

Это вполне устраивало Османскую империю, которая использовала беспокойных и диких подданных как передовой отряд в своём натиске на страны Восточной Европы, в первую очередь против России и Польши. Впрочем, зачастую потомки Чингисхана отправлялись в набеги не по приказу из Стамбула, а по собственной инициативе. Как объясняли они посланцам турецкого султана: «А ведь вот есть больше ста тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, то чем жить станут? Это и есть наша служба падишаху» (Крым: прошлое и настоящее. М., 1988. С.24).

За вторую половину XVI века на Московское государство было совершено 48 набегов крымских татар. За первую половину XVII века будущие «жертвы сталинского произвола» угнали в полон более 200 тыс. русских пленников. Ещё сильнее пострадали украинские земли, входившие в то время в состав Польши. С 1605 по 1644 год на Речь Посполитую было совершено не менее 75 татарских набегов. Лишь за 1654–1657 годы с Украины угнали в рабство свыше 50 тыс. человек. Во многом благодаря этому к 80-м годам XVII века остававшаяся под польской властью Правобережная Украина почти полностью обезлюдела.

В первой половине XVIII века из Крыма, по свидетельству католического миссионера К.Дюбаи, ежегодно вывозилось 20 тыс. рабов. Около 60 тыс. невольников использовалось в самом ханстве, в основном для сельскохозяйственных работ.

Разумеется, в Кремле терпеть разбойничье гнездо у своих границ не желали. Однако поскольку за спиной крымских ханов стояла Турция, ликвидировать крымско-татарскую угрозу долгое время не удавалось.

Перелом наступил в XVIII веке. Лёгкая крымская конница, до совершенства отработавшая тактику захвата полона, не смогла сопротивляться регулярной армии. В ходе русско-турецкой войны 1735–1739 гг. русские войска трижды вторгались в Крым, сожгли ханскую столицу Бахчисарай и вынудили самого хана панически бежать под защиту турецких батарей в Кафе.

В 1768 году Османская империя начинает очередную войну с Россией. Выполняя приказ турецкого султана, 27 января (7 февраля) 1769 года 70-тысячное татарское войско двинулось в поход на Украину, однако сумело дойти только до Елисаветграда и Бахмута, где было остановлено и отброшено русскими полками.

Этот набег стал последним в истории ханства. Императрица Екатерина II твёрдо решила покончить с татарской угрозой. 14(25) июня 1771 года 40-тысячная русская армия во главе с генерал-аншефом князем В.М.Долгоруковым овладела укреплённой линией Перекопа, которую защищали 70 тыс. татар и 7 тыс. турок. Вторично разбив 29 июня (10 июля) уже 100-тысячную армию крымских татар под Кафой (нынешняя Феодосия), русские войска заняли Арабат, Керчь, Еникале, Балаклаву и Таманский полуостров.

Хан Селим-Гирей III бежал в Стамбул. Оставшиеся в Крыму татарские вельможи поспешили изъявить покорность. 27 июля (7 августа) 1771 года к князю Долгорукову из Карасубазара приехал ширинский мурза Измаил с подписанным 110 знатными татарами присяжным листом об утверждении вечной дружбы и неразрывного союза с Россией. Ставший новым ханом Сахиб-Гирей 1(12) ноября 1772 года подписал в Карасубазаре договор с князем Долгоруковым, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России.

Потерпев ряд тяжёлых поражений на суше и на море, Османская империя была вынуждена пойти на заключение 10(21) июля 1774 года Кючук-Кайнарджийского мира, одним из условий которого стало признание независимости Крымского ханства от Турции. Тем не менее, в Стамбуле не оставляли надежды вернуть полуостров под свою власть. Последовала серия инспирированных турками антирусских восстаний. Стало ясно, что «замирить» крымских татар можно лишь установив над ними русскую администрацию.

В феврале 1783 года последний крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола. Манифестом Екатерины II от 8(19) апреля 1783 года Крым был присоединён к России. Разбойно-паразитическое государство окончательно прекратило своё существование.

Сегодня потомки грабителей и работорговцев пытаются переписать историю. «Мы, крымские татары, всегда жили дружно с представителями других национальностей. — утверждает в «Независимой газете» проживающий в Москве «крымско-татарский писатель» Айдын Шем — На протяжении веков представители всех конфессий чувствовали себя в Крымском ханстве уважаемыми и защищёнными подданными. Наши ханы давали деньги и на христианские монастыри, и на караимские кенассы, а когда Крым оказался под пятой Российской империи, то жители крымских деревень прятали у себя евреев от организуемых властями погромов и мобилизовали против погромщиков русских мастеровых и рабочих» (Шем А. Мария Розанова и Александр Пятигорский о крымских татарах // Независимая газета. 19 июня 2002. №119(2673). С.10).

Воистину наглость — второе счастье. Так и представляешь, как в Симферополь въезжает татарский всадник с криком: «Эй, русский Ванька! Айда мало-мало евреев защищать!»

В ПОИСКАХ НОВОГО ХОЗЯИНА

Вопреки завываниям профессиональных русофобов дореволюционная Россия, в отличие от «цивилизованных» британцев или французов, вовсе не являлась колониальной державой. Среди её элиты можно было встретить представителей едва ли не всех населявших нашу страну национальностей. Мало того, зачастую присоединяемые к Империи инородцы получали больше прав, чем коренные русские.

Не стали исключением и крымские татары. Указом Екатерины II от 22 февраля (4 марта) 1784 года местной знати были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Гарантировалась неприкосновенность религии, муллы и другие представители мусульманского духовенства освобождались от уплаты налогов. Крымские татары были освобождены от воинской повинности.

Однако как справедливо гласит русская пословица: «Сколько волка ни корми — он всё в лес смотрит». Оказалось, что время уже упущено. Если присоединённые двумя веками раньше казанские татары успели стать для русских добрыми соседями, то их крымские сородичи никак не желали смириться с тем, что эпоха набегов и грабежей безвозвратно ушла, испытывая к созидательному труду органическое отвращение.

«Поселившиеся на полуострове крымские татары, по характеру местности разделяясь на степных и горных, различаются между собою и по образу жизни. Горный татарин обладает более роскошною природою и потому знаком с большим довольством домашней жизни, но зато гораздо ленивее степного. Он сидит целый день в тени своих садов, курит трубку и, смотря на обилие плодов, уверен, что сбыт их обеспечит в достаточной степени, на круглый год, всё его семейство. Имея много свободного времени, горный татарин любит проводить время в беседе, предаваться разным увеселениям, верховой езде и другим забавам, развивающим его предприимчивость и умственные способности. В этом отношении он стоит гораздо выше своего собрата-степняка, хотя, по значительной лени и бездеятельности в домашнем быту, живёт так же грязно и бедно: его жилище, пища и одежда отличаются необыкновенною простотою и воздержанностию.

Ещё в худшем положении находится жизнь степного татарина. По природе ленивый, он работает только по необходимости и настолько, чтобы не умереть с голода. Татарин пашет землю, роет водопроводные канавы, для поливки своих полей, только потому, что без них невозможно его существование» (Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.32–33).

В конце XVIII века большая часть татарских обитателей полуострова перебирается на жительство в Турцию. Оставшиеся затаили хамство, выжидая подходящий момент, чтобы отомстить «русским гяурам», разрушившим привычный работорговый образ жизни…

Игорь Пыхалов