Русское Движение

Айнский вопрос. Имеют ли японцы права на … японские острова?

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Война перечеркивает все договоры...Вопрос, вынесенный в заголовок, может показаться читателю нелепым, однако, если бы у нелепостей существовала градация по степени абсурдности, он, этот вопрос, оказался бы куда как менее нелепым, чем территориальные претензии Японии к Российской Федерации. Впрочем, прежде чем приступить к сути проблемы, я хотел бы задаться сторонним, но не менее важным вопросом, а именно: на чем зиждутся территориальные права государств?

Если в основе права того или иного государства на ту или иную территорию лежит только лишь вооруженная сила, то правительство РФ имеет замечательную возможность ответить на японские претензии в отношении южных Курил словами самих же японцев: «Война перечеркивает все договоры, вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки». Эту замечательную сентенцию правительство Страны Восходящего солнца высказало русским дипломатам через своих представителей в 1905 году, при заключении Портсмутского мира. В 1945 году обстоятельства сложились иным образом, но это совсем не означает, что правительству Японии больше нет необходимости отвечать за свои слова.

Так вот, если в основе права государства на ту или иную территорию лежит лишь вооруженная сила, то претензии Японии на южные Курилы просто смешны. В ответ на претензии подобного рода можно ответить словами спартанского царя Леонида: «Приди и возьми». Спартанцы, как известно, всегда говорили коротко, ясно и только по существу. Другой вопрос состоит вот в чем. Русский князь Александр Невский, что также широко известно, сказал как-то: «Не в силе Бог, а в правде».

Так и в чем же правда?

Правда состоит в том, что японская нация не имеет никакого исторического права, не только на остров Сахалин и Курильские острова, но даже и на такую, на первый взгляд, «исконно японскую» территорию, как остров Хоккайдо.

Группа айнов

Правда состоит в том, что остров Сахалин, Курильские острова и остров Хоккайдо это исконные земли народа айнов. Айнумосири – вот так называется эта земля. Более того, айны с древнейших времен заселяли территорию и южнее Хоккайдо, на острове Хонсю, но отсюда они были вытеснены в ходе тяжелой и кровопролитной борьбы к концу XIX века, а на Хоккайдо реликтовые группы айнов сохранились до наших дней.

Предки айнов появились в пределах Айнумосири около или даже ранее 12 тыс. л. н., в эпоху т.н. ностратической языковой общности. Пришли они, скорее всего, сначала на Сахалин с низовьев Амура, а уже с Сахалина на Хоккайдо и Хонсю. Неолитическая культура Дземон - это культура предков айнов. Что касается современных японцев, то они являются потомками монголоидных мигрантов из континентальных районов Азии, группы которых прибыли на острова Японского архипелага через Корейский полуостров. Прибыли данные группы значительно позже расселения айнов на Японском архипелаге.

В I тысячелетии до н. э. айны впервые столкнулись с вышеназванными мигрантами, ставшими, впоследствии, основой японской нации. Приблизительно в VII в. н. э. на острове Хонсю между двумя народами на несколько столетий установился стабильный пограничный рубеж. На этой пограничной черте шла торговля, и происходил интенсивный культурный обмен. Так, традиционная религия японцев, синтоизм, обнаруживает очевидные айнские корни; айнское происхождение имеет ритуал харакири и комплекс воинской доблести бусидо. Айнское влияние в японской культуре огромно.

В последующее время, т.е. в течение средних веков, конфликты между японцами и айнами возобновились. Японцы все более оттесняли айнов на север Хонсю, а оттуда – на Хоккайдо.

В период Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) японскую политику в отношении айнов можно назвать одним словом «этноцид». Язык айнов был запрещен, а сами они подверглись жесточайшей дискриминации. В этот период японское правительство стало поощрять иммиграцию этнических японцев на Хоккайдо, до сего времени населенного преимущественно айнами. Количество последних стало стремительно сокращаться в связи с лишениями и болезнями, которые принесли с собой японские иммигранты.

Расселение айнов в конце XIX века

Японцы называли айнов «эмиси» (см. «Кодзики» 712 г. и хроники «Нихонсёки» 720 г.), а также «эдзо», каковой термин, как предполагается, произошел от исконной айнской формы  «enju», означающей «человек». В период Эдо (1603 – 1868 гг.), остров Хоккайдо так и назывался японцами «Эдзо» или «Эдзо-ти», однако во времена Реставрации Мэйдзи, в рамках программы по «объединению» всех японцев под властью императора, его название было изменено на Хоккайдо. Это было сделано для искоренения местной айнской самобытности и в целях сокращения автономии айнского населения. Кстати говоря, названия южнокурильских островов Итуруп, Шикотан и Кунашир, на которые ныне претендует Япония, также имеют айнское происхождение. Айнское происхождение имеет и название острова Сахалин, т.е. сахарэн мосири - «волнообразная земля».

Каково положение айнов в Японии сегодня?

Проводимая японским правительством политика этноцида в отношении айнов привела к тому, что на сегодняшний день в Японии не существует подлинного этнического айнского населения. В городе Нибутани в префектуре Хидака есть ряд домашних хозяйств айнов, есть айнские музеи, есть магазинчики, торгующие айнскими поделками и т.п. В качестве туристического аттракциона существуют «традиционные айнские деревушки», широко рекламируемые на Хоккайдо, однако последние носители айнского языка к настоящему времени вымерли.

Так вот, после того, как с айнской самобытностью было покончено, японское правительство признало-таки айнов коренными жителями Японии, очевидно постольку, поскольку данное признание уже не могло повлечь за собой каких-либо реальных последствий. В начале июня 2008 г. парламент Японии принял резолюцию, которая призывала правительство признать айнов в качестве коренных жителей. В ответ на резолюцию главный секретарь кабинета министров Нобутака Матимура опубликовал заявление, признав айнов «коренными жителями, которые имеют свой язык и обладают религиозной и культурной самобытностью», и пообещал принять «все меры» по улучшению их жизни.

Сейчас у читателя может возникнуть впечатление, что я в чем-то обвиняю Японское государство. Как вам сказать… В реальности суть дела здесь состоит вот в чем. В начале ХХ века два государства-субъекта мировой политики (здесь я избегаю термина «империалистические хищники») Россия и Япония произвели первый передел территории Айнумосири. Права на эту территорию, если говорить прямо и честно, у той и у другой стороны, выглядели совершенно одинаково, т.е. они вообще отсутствовали, как таковые. Территория Айнумосири принадлежала айнам, также как территория Северной Америки принадлежала североамериканским индейцам до появления у берегов последней судна «Мэйфлауэр». Судьба айнов состоит в том, что они проиграли войну, также как ее проиграли индейцы. Есть, однако, некоторые отличия. Если о североамериканских индейцах знает весь мир, о них снимают фильмы и пишут книги, то айнский народ оказался уничтожен японским государством настолько скрытно, насколько это вообще возможно. Очевидно именно поэтому североамериканские индейцы, хотя их участь также незавидна, сохранились как этно-культурная общность, об айнах же ныне можно сказать: «увы, айнский этнос более не существует и это огромная потеря для человечества».

В чем здесь проблема?

Пожилой айнКроме того, что всякий этноцид является грязным делом, в данной ситуации существует еще вот какой нюанс. Изучение народа айнов могло бы дать ответы на многие вопросы древнейшей истории, в частности, индоевропейской. Дело в том, что айны изначально не являлись монголоидами, монголоидные черты они приобрели от смешения с японцами и некоторыми народностями крайнего севера. В советской науке утвердилось мнение об их австронезийском происхождении, однако, данное мнение было поддержано далеко не всеми учеными.

К примеру, английский анатом В. Флауэр в 1885 году отнес айнов к белой (кавказской) расе. К европеоидам отнес айнов и француз Ж. де Катрфаж в 1893 году. Ж. Монтадон («La race, les races», 1933 г.) в составе большой европеоидной расы выделял малую айнскую. Американец Э. Хутон в работе «Up from the Ape» (1946 г.) классифицировал в составе белой расы айнский тип. Видный итальянский антрополог Р. Биассутти в своем монументальном труде «Расы и народы мира» (1953 г.) относил айнов (преевропиды) к европеоидам наряду с уральцами и лопарским типом (лаппиды). Английский биолог Джон Бейкер в книге «Раса» (Race, 1974 г.) причислял айноидов к европидам. И т.д.

Впрочем, расовый вопрос является в данном случае не самым важным. Валерий Косарев, автор единственной в России научной монографии об айнах («Кто вы, айны? Очерк истории и культуры», 1990), отстаивает известную гипотезу, которая заключается в том, что предки айнов были носителями т.н. ностратического языка. Последний же, как утверждает известный лингвист Н.Д. Андреев («Раннеиндоевропейский язык», 1986) был наиболее близок именно к протоиндоевропейскому. Между тем, лингвисты М.Т. Дьячок, В.В. Шаповал размещают прародину ностратиков нигде иначе, как в Восточной Европе и сопредельных районах, в частности, в Сибири («Генеалогическая классификация языков», 2002). Однако и это еще не все. Академик П.И. Пучков (ИЭА РАН) в статье «Дивергенция языков и проблема корреляции между языком и расой» соотносит ностратический язык именно с большой европеоидной расой.

И здесь самое любопытное состоит вот в чем.

Дело в том, что лингвисты относят к ностратической макросемье не только языки европеоидных народов, к примеру, русский, но и языки народов относящихся к монголоидной расе, в частности, японский, корейский и нивхский. Вопрос состоит в следующем. Каким образом, те же русский и японский языки оказались в одной лингвистической макросемье, при том, что великорусский и японский народы различаются на уровне больших рас, а ностратический язык это язык европеоидов?

Ответ на этот вопрос нам могут дать именно айны, предки которых, по всей вероятности, представляли из себя группу ностратиков мигрировавшую из Восточной Европы, сначала в Сибирь, затем на Дальний Восток, а оттуда на Сахалин и на острова Японского архипелага. Таким образом, предки айнов и заселили страну Айнумосири. Впрочем, это только гипотеза.

Тем не менее, эта гипотеза подкрепляется и лингвистическим материалом. Валерий Косарев обнаружил в айнском языке около 60 соответствий с языками индоевропейскими, причем обнаружил, что самое важное, и грамматические соответствия. Данное обстоятельство свидетельствует в пользу генетического родства вышеуказанных языков (см. здесь http://kosarev.press.md/ai-in1.htm).

Итак. Главное требование японской стороны к России по территориальному вопросу выглядит следующим образом: «возвращение четырех островных образований, являющихся исконными (подчеркиваю, исконными – К.П.) территориями Японии».1

Вот это слово - «исконные» - и вызывает у меня совершеннейшее изумление. Если бы данное слово хоть сколько-нибудь соответствовало реальности, то т.н. «северные территории» носили бы японские названия, а не айнские. Если бы данное слово имело бы хоть какой-то смысл в данном случае, то японцы не переименовывали бы остров Эдзо в Хоккайдо, причем, что любопытно, наименование Эдзо (Айнский) данному острову дали сами японцы (айны называли его Айнумосири). Таким образом, есть неоспоримое свидетельство, что японцы сами признавали Хоккайдо айнской территорией. Вот в чем дело.

Если японское государство владеет сегодня островом Хоккайдо (Эдзо) по праву силы, то Россия, по этому же праву, владеет другой частью Страны Айнов – Сахалином и Курильскими островами. Я понимаю, что в этой истории ни одна сторона не выглядит в лучшем виде, я только лишь хочу понять, что имеет в виду японское правительство под словом «исконный»? Может быть под этим словом оно понимает все территории когда-либо захваченные японской армией? Но почему бы, в таком случае, японскому правительству не предъявить свои претензии на Корею, часть Китая и кое-что из того, что попало под его контроль в годы Второй мировой войны? Может быть, под этим словом оно понимает вообще все территории, на которые когда-либо ступала нога любого японца? Тогда, поскольку в тех же США проживает некоторое количество японских граждан, почему бы  японскому правительству не потребовать у США участок земли поприличнее? Хотя бы что-нибудь вроде Нью-Йорка… Впрочем, прошу меня простить, я как-то запамятовал, что США арендует у Японии некоторое количество земли под военные базы.

Вот в этом-то все и дело.

Выше я упомянул о Японии как о государстве-субъекте мировой политики. Так вот. Похоже, что я немного ошибся с определением. Япония сейчас является страной политически зависимой от США, но дело в том, что она, судя по всему, была таковой и во времена русско-японской войны. Впрочем, это уже совсем другая история.

______________________

1 Вехи на пути к заключению мирного договора между Россией и Японией. 88 вопросов от граждан России. Предисловие - Суэцугу Итиро. М., Материк, 2000.

Использованная литература:

Таксами Ч. М., Косарев В. Д. «Кто вы, айны?» М., 1990

Пензев К.А. Арийская теорема М., 2009

Константин Александрович Пензев (Приморский край) - писатель-историк, обозреватель Интернет журнала "Новое Восточное Обозрение".