Русское Движение

Трудные дороги Кавказа

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Политика в горячем регионе должна быть реалистичной, но волевой

Об авторе: Протоиерей Всеволод Чаплин - председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата.

Убийства милиционеров и имамов, атаки на пограничные посты и здания органов власти происходят на Северном Кавказе с пугающей регулярностью. Теперь совершены еще и поджоги храмов. Плохие новости приходят почти каждый день – и то, что к таким новостям привыкли, вовсе не означает стабилизации положения. Становится все более ясно, что с проблемой нельзя справиться привычными методами – закачав деньги, убрав пару чиновников или пристрелив пару боевиков.

Проблема коррумпированности и клановости местной власти действительно существует. Но она не разрешится отдельными «посадками» или агиткампаниями. Использовать властные ресурсы или полномочия на благо семьи, рода или субэтноса – для многих кавказцев естественная вещь, укорененная в правилах гораздо более древних и одновременно актуальных, чем идеологемы, заимствованные далекой Москвой с еще более далекого Запада несколько десятков лет назад. Поступать по своим обычаям – правильно, по чуждым идеологемам – нет.

Террор является главным вызовом миру на Кавказе. И сегодня с ним борются небезуспешно. Однако окончательной победы пока не предвидится. Причем многие молодые люди, которые не ушли в леса или вернулись оттуда, «бурлят» в городах и крупных селах, всем своим поведением показывая: жить, как им советуют власти и аксакалы, они больше не хотят. И дело не только в усталости от «поделенных» между старшими местной власти и местной экономики. Сформировался целый слой молодежи, которая желает жить в обществе, управляемом религиозными законами. Эти люди вряд ли перевоспитаются, если им дать много денег и постепенно делиться с ними «хлебными местами». Хорошо, если в лес не уйдут.

На этом фоне все экономические меры и локальные антитеррористические операции лишь на время отложат наступление хаоса и потерю Кавказа для России. Нужна осознанная политика. То есть целью ее должен быть не пиар и не составление красивых отчетов для успокоения начальства, а непопулярное признание глубины проблем и принятие еще более непопулярных решений.

Нужно признать: секулярный проект на Кавказе провалился – что в советском, что в постсоветском варианте. И сейчас нужно перестать ритуально кланяться священной корове светскости, которая по инерции почитается 10–15% населения мира (другое дело, что к этим процентам относится большинство западных элит, а перед ними у нас до сих пор принято испытывать благоговейный ужас). Если люди хотят жить по религиозным правилам, их никто не заставит поступать иначе – ни силой, ни промывкой мозгов (простите, «просвещением в духе толерантности»). Если в Чечне, Ингушетии, Дагестане действуют многие нормы исламского права, то было бы ошибкой не замечать этого или говорить, что это однозначно плохо лишь потому, что «великая» французская революция, а за ней – нынешнее европейское и российское право задали обществу другой вектор. Все, кто желает устраивать социум на основе религиозных норм, должны быть признаны нормальной частью общественной реальности и идущего в обществе диалога. А вот будет эта часть доминирующей или фрагментарной – пусть решает честная борьба идей и позитивных поступков. И это, между прочим, касается не только мусульман, а всех верующих.

Придется принять и еще одно непопулярное решение: власть в регионе должна быть «неместной». И должна уметь применять силу тогда, когда сталкивается с непримиримыми и не способными к диалогу силами, направленными на отрыв Кавказа от России. И стесняться применять силу, в том числе к пособникам и недоносителям, не стоит. Даже если это раскритикуют в западных газетах.

Российская империя в кавказской политике всегда придерживалась трех принципов. В рамках единого государства людям давали жить по своей вере и традиции – хоть с четырьмя женами, хоть с шариатскими судами, хоть на основе клановой системы (в которой, между прочим, есть свои механизмы борьбы с коррупцией). Любая попытка агрессии встречала силовой ответ – жесткий и демонстративный. Наконец, признавались и поддерживались только те религиозные центры, которые укоренены внутри страны. Похоже, современная российская власть постепенно, методом проб и ошибок, приходит к тем же принципам.

НГ